Логотип: Камчатское региональное отделение "Боевое2 братство"





Камчатское региональное отделение
всероссийской общественной организации
ветеранов "Боевое братство"
Навигация по сайту

» Главная
» Устав организации
» История создания организации
» Юридическая информация
» Память
» История
» Фотоальбом
» Партнёры
» Спонсоры
» Совет
» Члены организации в органах власти
» Как вступить в организацию
» Поэзия, проза

К 40-летию разминирования Суэцкого залива История

В 2014 году исполнится 40 лет с момента разминирования Суэцкого залива ВМФ Советского Союза.
По решению Советского правительства, согласно плану, разработанному в ГШ ВМФ, тральщики Тихоокеанского флота должны были работать на юге залива.
Ранее мы разместили на сайте материал по разминированию Суэцкого залива из архива воина-интернационалиста капитана I ранга Анатолия ГаббасовичаГафиатулина
Просим откликнуться тех, кто принимал участие в этой операции и поделиться своими воспоминаниями.
Предлагаем Вашему вниманию воспоминания участника тех событий Владимира Сибарова и благодарим его за предоставленный материал.

Вместо предисловия

Спустя почти 40 лет начинает вспоминаться, незаслуженно забытое, прошлое Флота.
Быстро года бегут. Выстраиваются дни один за другим, поторапливают друг друга, будто спешат куда-то. Дни образуют периоды, наполненные событиями. В суете дней ты не можешь оценить значимость этих событий. И только с годами, когда построен дом, встали на ноги дети, когда материальное отступает на задний план, всё настойчивее напоминает о себе память. Всё чаще вспоминаются года минувшие. Незлобно, со всех сторон, не спеша начинаешь рассматривать, анализировать события своей жизни. И значимые и не значимые. Моё поколение воспитывалось на осознании того, что служба - почётная обязанность каждого гражданина. Поэтому почти у каждого мужчины есть такой период. Это служба. Я служил на Камчатке, на тральщике. В 1974г. отряд Советских кораблей выполнял боевую задачу по разминированию Суэцкого залива в Красном море. Наш корабль был в составе этого отряда. Об этом далее и речь.

Прощай, Завойко!

Матросу неведомо знать планов начальства. В конце 1973 г. началась корабельная суета. Чаще стало наведываться высокое начальство и потихоньку, из неведомых «шхер», пополз слушок, а потом и слух о том, что тральщику предстоит подготовка к походу в далёкую страну Бангладеш, где (как было известно из тех же «шхер») были боевые действия. Они, якобы, закончились, но после войны остаются мины, а мины нужно тралить. И никто кроме нас этого сделать не сможет. Вернее смогут, но нам нужно быть в том районе.
Наше дело маленькое. Приказали, сказал «есть» и выполняй. В декабре 1973г., под самый Новый Год, корабль стал на «бочки» для размагничивания. Пренеприятная это работа, доложу я Вам. Обмотать корабль от киля до клотика двумя кабелями. Да ещё, как назло, шторм разыгрался. Корабль с дивизиона не смог отшвартоваться к борту. Пришлось продукты и новогоднюю почту перебрасывать на ходу. Но служба есть служба. Сделали дело. Вот только слушок потихоньку стих. То ли « басурманы» опять воевать стали, то ли кто другой подрядился на это дело. Короче тишина. Мы уже, грешным делом, и забывать стали про «шару» покрасоваться в тропических шортах.
И вдруг авралом стали готовиться к походу. Такие сборы нужно видеть. Корабль, предназначенный для выполнения задач в прибрежных водах, превратился в склад. Даже душ забили продовольствием. Всё бегом, бегом, бегом. И вот мы на рейде принимаем буксир от сухогруза. Планировалось, видимо, что нас до Владивостока дотащит сухогруз, ведь моторесурс у тральщика ограничен. Но сухогруз дотащил нас почти до Трёх Братьев и буксир лопнул. Для буксира, как говорят« баба с возу- кобыле легче».
Прощай,Завойко, дивизион Воробьёва и Три Брата. Придётся нам топать в эту Африку своим ходом.

К 40-летию разминирования Суэцкого залива

На фото дивизион морских тральщиков 1972-1974гг.
Завойко. Командир дивизиона кап.2 ранга Воробьёв.

 

К 40-летию разминирования Суэцкого залива

МТ-66 (бортовой 313).
Морской тральщик 254 проекта, входил в состав 114 бригады ОВР Камчатской Флотилии.


Я пришёл служить на него весной 1972г. вместе с ещё четырьмя молодыми матросами и командиром кап.3 ранга Пестовым Эриком Александровичем. До этого мы служили на тральщике (бортовой 313), который стоял у пирса б. Вилючинская. Корабль считался не ходовым и нёс там постоянную вахту. Когда-то там был рыбозавод, но в конце 50-х его смыло «цунами». О былом напоминали торчащие на косе деревянные сваи. На косе же у нас была пекарня, подсобное хозяйство и оборудован пост забора воды, которая текла с сопки сразу возле косы. Иногда заходили корабли пополнить запасы воды и хлеба. Жили мы на корабле. 
Но, однажды, снежной лавиной с сопки корабль вместе с пирсом снесло в бухту. Пирс затонул, а корабль самостоятельно сумел дойти до Завойко. Корабль впоследствии списали, а мы перешли служить на МТ-66, где Пестов Э.А стал командиром (сменив кап.3 ранга Михайлова) и взял на борт нового корабля номер 313.

К 40-летию разминирования Суэцкого залива


Только хорошее могу сказать об этом человеке. Энергичный, целеустремлённый, не знающий покоя, хороший командир, рыбак и охотник. Он сделал корабль «Отличным». В поход же пошёл командиром кап.3 ранга Свиридов В. Н, потому что (теперь понимаю) Пестов Э.А был по национальности еврей и помогать стране, которая в войне с Израилем интернационального права не имел. А очень жаль.

К 40-летию разминирования Суэцкого залива

 

Свиридова В. Н до этого я не знал. Но то, что корабль и экипаж, выполнив задание, вернулись на Родину целыми и здоровыми, характеризуют его как моряка, знающего своё дело.

«Годков» на корабле было 18 человек. Должны были демобилизоваться осенью 1974г. Они и составили костяк экипажа. Люди знающие, специалисты своего дела.

К 40-летию разминирования Суэцкого залива

 

К 40-летию разминирования Суэцкого залива

К 40-летию разминирования Суэцкого залива 

 

На собрании перед походом задавался вопрос о демобилизации. Ответили, что успеем вернуться, а если нет, то пришлют замену туда и вывезут самолётом. Ну что ж,спасибо на добром слове. Подписали какие-то документы, не глядя, и в поход. Потом мы узнали, что подписались служить до окончания траления. Но это будет потом. А тогда все радостно обсуждали, что ждёт в заморских странах и тёплых краях.

 

Такой была Хургада 40 лет назад.


К 40-летию разминирования Суэцкого залива


Ранним июльским утром 1974г. была сыграна боевая тревога, и экипаж приготовился к швартовке. Мы подходили к небольшому арабскому посёлку. На рейде стояли небольшие мачтовые судёнышки, а на берегу, без какой либо растительности, расположился и сам посёлок. Немного вглубь от пирса, за каменным забором, стояло несколько построек с росшими рядом пальмами. Их было штук 6-7. И это были единственные представительницы растительного мира. Как позже выяснилось, это была резиденция мэра посёлка, который назывался Хургада.

К 40-летию разминирования Суэцкого залива

 

Днями позже стали прибывать военные и вспомогательные корабли. Это собирался отряд капитана 1 ранга Апполонова, прибывший разминировать Суэцкий залив. И Хургада почти на полгода станет базой для этого отряда. Нашим, пусть временным, чужим, но домом.

К 40-летию разминирования Суэцкого залива

К 40-летию разминирования Суэцкого залива

 

Здесь же швартовались и арабские шаланды. Правда загружались они не снарядами (вся береговая линия была линией фронта), а канистрами с водой. Пройдёт совсем немного времени и работа (именно работа) по тралению акватории Суэцкого залива станет обыденной, привычной. Притупляется постоянное чувство опасности. Поставили трал и … Те же ходовые вахты. Только ещё вахту несут минёры и комендоры, чтобы подрезанную мину успеть вовремя расстрелять.

К 40-летию разминирования Суэцкого залива


Для проведения траления на острове Губаль-Сакир были оборудованы радионавигационный и теодолитный посты. Там же постоянно жили наши ребята. Находиться целыми днями на небольшом песчаном островке под палящим солнцем, это настоящий подвиг. Да и соседи у них были не из приятных. Рассказывали они, что на острове насчитали 16 нор кобр. Тоже ходили как по минному полю.

К 40-летию разминирования Суэцкого залива

Но были и незабываемые дни отдыха. Когда свободных от вахт отвозили на коралловую отмель возле недостроенного, по причине войны, отеля и мы, как пацаны, вместо масок приспособив противогазы, погружались в этот, непередаваемой красоты, подводный мир. И в занятии этом день пролетал как минута. И возвращались на корабль под впечатлением увиденного.И ночью погружались в сон как в продолжение. И выводил из этой сказки беспощадный, бесчувственный к эмоциям, суровый звонок боевой тревоги, чтобы опять идти на боевой курс для борьбы со смертью. Ведь пришли мы сюда не отдыхать, а выполнять Боевое Траление Суэцкого залива.


К 40-летию разминирования Суэцкого залива
На отдыхе. Слева направо стоят: Голяков,Игорь Дёмин,Василий Шеногин, Садыков.
Сидят: Владимир Сибаров,Фёдор Бессмертных, Николай Белодонов.


К 40-летию разминирования Суэцкого залива
У недостроенного отеля.


К 40-летию разминирования Суэцкого залива
Через 40 лет это место будет не узнать.

 

Боевое траление Суэцкого залива 1974г.

Про боевое траление Суэцкого залива 1974г. в литературе и в интернете очень мало информации. Наиболее подробно и достоверно описано командиром отряда капитаном 1 ранга Апполоновым. Оно и понятно. Я же могу описать виденное и слышанное как понял, словами рядового участника тех событий.
Вся история Боевого траления Суэцкого залива сводится к следующему.
В описываемых местах (а это колыбель человеческой цивилизации) испокон веков происходили и будут происходить подобные противостояния. Одно из таких случилось и в описываемый период. Причины этих противостояний понятны только конфликтующим. Таким державам как США и СССР важно было присутствовать там. Поэтому и правительство бывшего Советского Союза согласно было даже безвозмездно оказать помощь братьям арабам, хотя они об этом не очень-то и просили. И вот наскоро собирается отряд и срочно прибывает в Суэцкий залив.
Воюют две страны. Между ними акватория Суэцкого залива. Одна сторона, имея тральщик для постановки мин, ставит мины. Во время авиационного налёта мины просто-напросто сбрасываются за борт. При этом, естественно, не составляется ни карта минных постановок, ни устанавливается кратность на самой мине. Поэтому тральщикам пришлось тралить всю акваторию 12 раз (согласно кратности).
Траление проводилось тралами и шнуровыми зарядами. Тралами понятно. Тральщик, идя по чистой воде, тащит трал, смещаемый отводными буями на минное поле. Следующий идёт следом, а его трал по минному полю. На трале имеются резаки, в которые попадает минреп (трос,которым мина соединена с тележкой, и в свою очередь является для неё якорем) и обрезается. Это фиксирует динамометр, установленный на палубе тральщика, за которым следит минёр. Подрезанная мина всплывает на короткое время, а затем она снова уйдёт под воду. Но теперь она будет перемещаться свободно, поскольку теперь у неё нет якоря. Вот за это время комендоры и должны расстрелять мину. Кстати, видимо на такой мине и подорвался наш тральщик.

 

К 40-летию разминирования Суэцкого залива


Суть траления с помощью шнурового заряда. 
Тральщик ставит не трал, а шнуровой заряд, передаёт концы вертолёту и тот отбуксировывает его на минное поле. Потом заряд дистанционно взрывают. От взрыва детонируют мины. Это фиксируется.

 

К 40-летию разминирования Суэцкого залива
Постановка шнурового заряда.

 

Возвращение

К 40-летию разминирования Суэцкого залива
Экипаж тральщика МТ-66 (313). Хургада, Египет. 7 ноября 1974г.

 

Переход на Родину как-то ничем интересным не запомнился. То ли привыкли уже ко всему, то ли мысли о доме занимали всё свободное время. Только опять мы из тропиков в нашу холодную действительность. Пришли в бухту Абрек (Владивосток). За 2-3 дня оформили документы на демобилизацию, и сопроводил нас мичман в аэропорт Артёма, посадил на самолёт, и разлетелись мы по родным местам. 
Обещал замполит, что в музее Тихоокеанского Флота откроют специальную экспозицию, посвящённую нашему походу. Видимо верил он в это, да и мы немного. Только забылась эта страница истории Тихоокеанского Флота, замолчали про интернациональную помощь. А вскоре и новые времена в стране нагрянули. И забылся никому не нужный подвиг Советских моряков на долгие, 30 с лишним лет. И только в феврале 2013 года во Владивостоке отметили возвращение Советских кораблей из похода в Африку. А в то время, как это часто бывает, сместили арабского президента, поменяли власть и стали друзьями арабского народа другие.

 

Послесловие

Странно устроен русский человек. Для него важен процесс самоутверждения. Стоит на ярмарке гладкий столб, залезть нужно и взять приз. Приз-то пустяшный, но каков азарт. Залезет человек и гордость от того, что смог он, доказал всем и самому себе. Да и про приз-то забудет. Так и мы. Смогли пройти от Камчатки до Египта, смогли протралить, смогли в считанные дни после взрыва на мине восстановить корабль, смогли вернуться на Родину целыми и здоровыми. Доказали. Кому? Да самим себе,что смогли, а другим «слабо». Только ладно бы для Отчизны головой своих сыновей рисковать. А то ради чего? Кому это нужно? И вопросы эти будут возникать до тех пор, пока правители наши, власть имущие, не озаботятся судьбой страны своей и людей её, пока не поймут, что вначале навести нужно порядок дома, что дел не переделать и в Отечестве своём, что народ его достоин лучшей доли. Пусть он само утверждается на своей земле.

Владимир Сибаров.

 
Также, Вы можете просмотреть другие материалы:

  • День Военно-Морского флота 30 июля 2011 года
  • А. В. Матюшкин, Проза об Афганистане
  • Боевое траление Суэцкого залива


  • #1 написал: Нина (10 января 2014 01:03)
    Спасибо за память, за возможность узнать и поблагодарить Вас!Мой брат был с Вами там! Спасибо!Для него это важно!Это часть жизни!
    #2 написал: Виктория (10 мая 2014 00:43)
    здравствуйте!
    Я Туркатова Виктория Анатольевна, мой отец Туркатов Анатолий Александрович в 1974 году учавствовал в разминировании Суэцкого залива в качестве штурмана вертолета Ка-25...
    Возможно у вас имеется большее количество информации об этой операции.. и о людях, которые в ней участвовали.. хотелось бы побольше узнать о конкретной эскадрилии, которая базировалась на крейсере Москва... Очень прошу Вас не проигнорировать мою просьбу, информация приветствуется в любом ее виде, будь то ВИДЕО, ФОТО, ТЕКСТ, или любые статьи из любых источников,..

    я перепутала:
    крейсер не Москва, а Ленинград!

    я перепутала:
    крейсер не Москва, а Ленинград!
    #3 написал: Ирина Свиридова (23 июля 2014 20:37)
    Событие действительно достойно памяти.
    Но Вы, автор этого опуса, слишком мало знаете об этом, будучи простым матросом. А берётесь за такое дело. Скромнее надо быть.
    #4 написал: Барыбин Евгений (6 октября 2014 01:18)
    Цитата: Ирина Свиридова
    Событие действительно достойно памяти.
    Но Вы, автор этого опуса, слишком мало знаете об этом, будучи простым матросом. А берётесь за такое дело. Скромнее надо быть.

    Ирина Свиридова наверное родственница кэпа 66го кап.3го ранга Свиридова. Информацией наверное владеете лучше чем автор этого опуса. Он со своей колокольни судит. Говорит все как было. Я из таких же. Только служил у Лунькова на 104 м. Все на наших глазах было. А скромнее вам надо быть.
    #5 написал: федор рузанов (4 декабря 2014 21:12)
    да мы были там я служил на чф эос апшерон и вы и ирина свиридова не правы мы вместе с моряками тф разминировали суэцкий канал и имеем право рассуждать потому что мы это все видели принимали самое активное участие и кому как не нам об этом вспоминать г владимир т 84922303018 89101800600
    #6 написал: Владимир (12 февраля 2015 12:22)
    -Виктория, о вертолётчиках с вертолётоносца Ленинград я ничего не знаю. Наши с ними контакты сводились к передачи буксирного троса. Одно могу сказать - они специалисты своего дела и делали то, что до них никто не делал.
    - Нина к сожалению не написала фамилии своего брата.
    - Ирине Свиридовой отчасти ответили и Фёдор, и Евгений. Я не претендую на точность событий по времени и не анализирую политические причины похода. В чём моя не скромность? В том, что позволил о событиях" государственной важности" рассказать глазами подневольного. Да, подневольного, потому что никто желания моего не спрашивал, как и тех ребят, которые прошли Афганистан, Суэцкий перешеек и другие "горячие" точки. Я должен брать пример скромности у нашего государства, которое почти 40 лет "ни слухом, ни духом" о тех событиях? Государства, которому нужно доказывать, что ты участвовал в действиях, им затеянных, чтобы оно признало тебя участником тех событий? Если Вы действительно родственница Валентина Николаевича и знаете его взгляды на поход, то почему не напишите? Не станет его, не станет Вас, не станет нас - кто вспомнит? Наша с Вами разница в суждениях в том, что я всё видел своими глазами, а Вы видели "с языка". Я могу о них говорить, а Вы судить о мною сказанном не можете. Хотя некоторые уверены в обратном.
    #7 написал: Василий (19 мая 2015 22:21)
    Здравствуйте, у меня следующий вопрос. Мой отец служил на БПК Красный Крым 1969-1970 или 1971. Также был в Суэцком канале. Участник боевых действий. Есть какие то архивы, где можно узнать побольше информации?
    #8 написал: Бабенков Михаил Николаевич (7 января 2016 04:18)
    Я проходил службу на МТ-104 Бортовой номер 364 ст2 ст под командованием кап 3 р Лунькова при тралении Суэцкого залива в 1974году Читал некоторые корреспонденции описания этого периода. Все судят со своей точки зрения. У меня сохранились негативы нашего похода в АРЕ от начала отправки с Камчатки и до окончания траления. Некоторые негативы не напечатанные. Наш корабль первый подошел к МТ 313 и взял его на буксир. Я не сужу о действиях нашего правительства, считаю его правильным. Жалко что про нас забыли. На корабле нас было 12 годков и демобилизовались мы из Владивостока не дойдя до Камчатки в январе 1975 года. Вот только сослуживцев так и не нашел.
    #9 написал: Тихонов А.М. срок службы 1973-76 (15 февраля 2016 20:21)
    [Цитата-Виктория]
    здравствуйте! Я Туркатова Виктория Анатольевна, мой отец Туркатов Анатолий Александрович в 1974 году учавствовал в разминировании Суэцкого залива в качестве штурмана вертолета Ка-25...
    Возможно у вас имеется большее количество информации об этой операции.. и о людях, которые в ней участвовали.. хотелось бы побольше узнать о конкретной эскадрилии, которая базировалась на крейсере Москва... Очень прошу Вас не проигнорировать мою просьбу, информация приветствуется в любом ее виде, будь то ВИДЕО, ФОТО, ТЕКСТ, или любые статьи из любых источников,..
    я перепутала: крейсер не Москва, а Ленинград! [конец цитаты]

    - Я был участником тех событий служил радиотелеграфистом ОСНАЗ подслушивал врагов. Находился на флагманском корабле по разговорам офицеров слышал. что когда Израильские катера мешали нашим тральщикам в помощь пришел вертолетоносец и когда катера пытались нашим тралить взлетели как стрекозы вертолеты и их как ветром сдувало.
    #10 написал: владимир эрикович пестов (4 апреля 2016 07:38)
    Спасибо Владимиру Сибарову за добрые слова о моем отце. Живем в Москве, Эрик Александрович жив здоров и очень рад, что вспоминают его добрым словом.

    Здравствуйте Владимир Сибаров! Бесконечно Вам благодарен за теплые слова в адрес моего отца - Пестова Эрика Александровича!
    #11 написал: ВИКТОР АНДРЕЕВИЧ Слесаренок (13 апреля 2016 23:59)
    Здравствуйте! Я,кап.2 ранга в отставке Слесаренок В.А.в 1974 г.-дивизионный инженер механик дивизиона тральщиков в Завойко принимал участие в разминировании Суэцкого залива в должности зам. командира отряда по ЭМЧ. Мне очень приятно, что многие товарищи из участников этого,по сути,героического ПОХОДА остались не равнодушными к его оценке,к действиям личного состава кораблей.Заслуживает похвалы и благодарности ВЕСЬ ЛИЧНЫЙ СОСТАВ ОТРЯДА.И ,в то же время,не покидает чувство горечи о не заслуженном во всех публикациях умалчивании действий личного состава электромеханических боевых частей всех кораблей,который в адскую жару в машинных отделениях обеспечивал безперебойную работу всем боевым частям кораблей, КАК ПОДОБАЕТ СЕРДЦУ КОРАБЛЯ. С УВАЖЕНИЕМ ко ВСЕМ- В.А. СЛЕСАРЕНОК
    #12 написал: Владимир (22 августа 2016 23:09)
    Цитата: владимир эрикович пестов
    Спасибо Владимиру Сибарову за добрые слова о моем отце. Живем в Москве, Эрик Александрович жив здоров и очень рад, что вспоминают его добрым словом.

    Здравствуйте Владимир Сибаров! Бесконечно Вам благодарен за теплые слова в адрес моего отца - Пестова Эрика Александровича!


    Здравствуйте Владимир и низкий поклон Вашему отцу. Судьба так сложилась, что служили мы с ним бок о бок вплоть до ухода в поход. Прошло 45 лет, а помнится, как вчера. И коса под вулканом Вилючинский, где стоял первый МТ-313, и снежная лавина, оторвавшая корабль вместе с пирсом, возвращение в Завойко, списание корабля и служба на "втором" МТ-313, совместный концерт в бухте Русской с экипажем "Пегаса", колхоз и путёвка на городскую губу. И многое, многое другое. Искренне рад, что человек, которого я глубоко уважаю, в полном здравии. Долгих ему лет. Да и Вас (если Вы родились в Завойко), наверное, видел во младенчестве - осматривал по просьбе отца по причине того, что учился на педиатрическом факультете.

    Цитата: ВИКТОР АНДРЕЕВИЧ Слесаренок
    Здравствуйте! Я,кап.2 ранга в отставке Слесаренок В.А.в 1974 г.-дивизионный инженер механик дивизиона тральщиков в Завойко принимал участие в разминировании Суэцкого залива в должности зам. командира отряда по ЭМЧ. Мне очень приятно, что многие товарищи из участников этого,по сути,героического ПОХОДА остались не равнодушными к его оценке,к действиям личного состава кораблей.Заслуживает похвалы и благодарности ВЕСЬ ЛИЧНЫЙ СОСТАВ ОТРЯДА.И ,в то же время,не покидает чувство горечи о не заслуженном во всех публикациях умалчивании действий личного состава электромеханических боевых частей всех кораблей,который в адскую жару в машинных отделениях обеспечивал безперебойную работу всем боевым частям кораблей, КАК ПОДОБАЕТ СЕРДЦУ КОРАБЛЯ. С УВАЖЕНИЕМ ко ВСЕМ- В.А. СЛЕСАРЕНОК


    О БЧ-5 отдельный разговор. Каково было ребятам у дизелей, если на палубу для вахтенного у флага сбивали деревянные решетки - стоять на железе было невозможно. Кап. л-т Симонов, мичман "Кузьмич", ком. отделения мотористов МТ-313 Николай Беладонов, матрос Юрий Миронов, который с мичманом ныряли в топливную цистерну заделывать пробоины после подрыва на мине. "Голос Америки", который предрекал выход нашего тральщика на 2-3 месяца, и выход в строй через 10 дней. А потом ещё и переход на Родину...
    Добавление комментария
    (Комментарии с нецензурной лексикой рассматриваться и размещаться не будут)



    Главная страница | Новое на сайте | Статистика | Контакты |