В 2014 году исполнится 40 лет с момента разминирования Суэцкого залива ВМФ Советского Союза.
По решению Советского правительства, согласно плану, разработанному в ГШ ВМФ, тральщики Тихоокеанского флота должны были работать на юге залива.
Ранее мы разместили на сайте материал по разминированию Суэцкого залива из архива воина-интернационалиста капитана I ранга Анатолия ГаббасовичаГафиатулина
Просим откликнуться тех, кто принимал участие в этой операции и поделиться своими воспоминаниями.
Предлагаем Вашему вниманию воспоминания участника тех событий Владимира Сибарова и благодарим его за предоставленный материал.
Вместо предисловия
Спустя почти 40 лет начинает вспоминаться, незаслуженно забытое, прошлое Флота.
Быстро года бегут. Выстраиваются дни один за другим, поторапливают друг друга, будто спешат куда-то. Дни образуют периоды, наполненные событиями. В суете дней ты не можешь оценить значимость этих событий. И только с годами, когда построен дом, встали на ноги дети, когда материальное отступает на задний план, всё настойчивее напоминает о себе память. Всё чаще вспоминаются года минувшие. Незлобно, со всех сторон, не спеша начинаешь рассматривать, анализировать события своей жизни. И значимые и не значимые. Моё поколение воспитывалось на осознании того, что служба - почётная обязанность каждого гражданина. Поэтому почти у каждого мужчины есть такой период. Это служба. Я служил на Камчатке, на тральщике. В 1974г. отряд Советских кораблей выполнял боевую задачу по разминированию Суэцкого залива в Красном море. Наш корабль был в составе этого отряда. Об этом далее и речь.
Прощай, Завойко!
Матросу неведомо знать планов начальства. В конце 1973 г. началась корабельная суета. Чаще стало наведываться высокое начальство и потихоньку, из неведомых «шхер», пополз слушок, а потом и слух о том, что тральщику предстоит подготовка к походу в далёкую страну Бангладеш, где (как было известно из тех же «шхер») были боевые действия. Они, якобы, закончились, но после войны остаются мины, а мины нужно тралить. И никто кроме нас этого сделать не сможет. Вернее смогут, но нам нужно быть в том районе.
Наше дело маленькое. Приказали, сказал «есть» и выполняй. В декабре 1973г., под самый Новый Год, корабль стал на «бочки» для размагничивания. Пренеприятная это работа, доложу я Вам. Обмотать корабль от киля до клотика двумя кабелями. Да ещё, как назло, шторм разыгрался. Корабль с дивизиона не смог отшвартоваться к борту. Пришлось продукты и новогоднюю почту перебрасывать на ходу. Но служба есть служба. Сделали дело. Вот только слушок потихоньку стих. То ли « басурманы» опять воевать стали, то ли кто другой подрядился на это дело. Короче тишина. Мы уже, грешным делом, и забывать стали про «шару» покрасоваться в тропических шортах.
И вдруг авралом стали готовиться к походу. Такие сборы нужно видеть. Корабль, предназначенный для выполнения задач в прибрежных водах, превратился в склад. Даже душ забили продовольствием. Всё бегом, бегом, бегом. И вот мы на рейде принимаем буксир от сухогруза. Планировалось, видимо, что нас до Владивостока дотащит сухогруз, ведь моторесурс у тральщика ограничен. Но сухогруз дотащил нас почти до Трёх Братьев и буксир лопнул. Для буксира, как говорят« баба с возу- кобыле легче».
Прощай,Завойко, дивизион Воробьёва и Три Брата. Придётся нам топать в эту Африку своим ходом.
На фото дивизион морских тральщиков 1972-1974гг.
Завойко. Командир дивизиона кап.2 ранга Воробьёв.
МТ-66 (бортовой 313).
Морской тральщик 254 проекта, входил в состав 114 бригады ОВР Камчатской Флотилии.
Я пришёл служить на него весной 1972г. вместе с ещё четырьмя молодыми матросами и командиром кап.3 ранга Пестовым Эриком Александровичем. До этого мы служили на тральщике (бортовой 313), который стоял у пирса б. Вилючинская. Корабль считался не ходовым и нёс там постоянную вахту. Когда-то там был рыбозавод, но в конце 50-х его смыло «цунами». О былом напоминали торчащие на косе деревянные сваи. На косе же у нас была пекарня, подсобное хозяйство и оборудован пост забора воды, которая текла с сопки сразу возле косы. Иногда заходили корабли пополнить запасы воды и хлеба. Жили мы на корабле.
Но, однажды, снежной лавиной с сопки корабль вместе с пирсом снесло в бухту. Пирс затонул, а корабль самостоятельно сумел дойти до Завойко. Корабль впоследствии списали, а мы перешли служить на МТ-66, где Пестов Э.А стал командиром (сменив кап.3 ранга Михайлова) и взял на борт нового корабля номер 313.
Только хорошее могу сказать об этом человеке. Энергичный, целеустремлённый, не знающий покоя, хороший командир, рыбак и охотник. Он сделал корабль «Отличным». В поход же пошёл командиром кап.3 ранга Свиридов В. Н, потому что (теперь понимаю) Пестов Э.А был по национальности еврей и помогать стране, которая в войне с Израилем интернационального права не имел. А очень жаль.
Свиридова В. Н до этого я не знал. Но то, что корабль и экипаж, выполнив задание, вернулись на Родину целыми и здоровыми, характеризуют его как моряка, знающего своё дело.
«Годков» на корабле было 18 человек. Должны были демобилизоваться осенью 1974г. Они и составили костяк экипажа. Люди знающие, специалисты своего дела.
На собрании перед походом задавался вопрос о демобилизации. Ответили, что успеем вернуться, а если нет, то пришлют замену туда и вывезут самолётом. Ну что ж,спасибо на добром слове. Подписали какие-то документы, не глядя, и в поход. Потом мы узнали, что подписались служить до окончания траления. Но это будет потом. А тогда все радостно обсуждали, что ждёт в заморских странах и тёплых краях.
Такой была Хургада 40 лет назад.
Ранним июльским утром 1974г. была сыграна боевая тревога, и экипаж приготовился к швартовке. Мы подходили к небольшому арабскому посёлку. На рейде стояли небольшие мачтовые судёнышки, а на берегу, без какой либо растительности, расположился и сам посёлок. Немного вглубь от пирса, за каменным забором, стояло несколько построек с росшими рядом пальмами. Их было штук 6-7. И это были единственные представительницы растительного мира. Как позже выяснилось, это была резиденция мэра посёлка, который назывался Хургада.
Днями позже стали прибывать военные и вспомогательные корабли. Это собирался отряд капитана 1 ранга Апполонова, прибывший разминировать Суэцкий залив. И Хургада почти на полгода станет базой для этого отряда. Нашим, пусть временным, чужим, но домом.
Здесь же швартовались и арабские шаланды. Правда загружались они не снарядами (вся береговая линия была линией фронта), а канистрами с водой. Пройдёт совсем немного времени и работа (именно работа) по тралению акватории Суэцкого залива станет обыденной, привычной. Притупляется постоянное чувство опасности. Поставили трал и … Те же ходовые вахты. Только ещё вахту несут минёры и комендоры, чтобы подрезанную мину успеть вовремя расстрелять.
Для проведения траления на острове Губаль-Сакир были оборудованы радионавигационный и теодолитный посты. Там же постоянно жили наши ребята. Находиться целыми днями на небольшом песчаном островке под палящим солнцем, это настоящий подвиг. Да и соседи у них были не из приятных. Рассказывали они, что на острове насчитали 16 нор кобр. Тоже ходили как по минному полю.
Но были и незабываемые дни отдыха. Когда свободных от вахт отвозили на коралловую отмель возле недостроенного, по причине войны, отеля и мы, как пацаны, вместо масок приспособив противогазы, погружались в этот, непередаваемой красоты, подводный мир. И в занятии этом день пролетал как минута. И возвращались на корабль под впечатлением увиденного.И ночью погружались в сон как в продолжение. И выводил из этой сказки беспощадный, бесчувственный к эмоциям, суровый звонок боевой тревоги, чтобы опять идти на боевой курс для борьбы со смертью. Ведь пришли мы сюда не отдыхать, а выполнять Боевое Траление Суэцкого залива.
На отдыхе. Слева направо стоят: Голяков,Игорь Дёмин,Василий Шеногин, Садыков.
Сидят: Владимир Сибаров,Фёдор Бессмертных, Николай Белодонов.
У недостроенного отеля.
Через 40 лет это место будет не узнать.
Боевое траление Суэцкого залива 1974г.
Про боевое траление Суэцкого залива 1974г. в литературе и в интернете очень мало информации. Наиболее подробно и достоверно описано командиром отряда капитаном 1 ранга Апполоновым. Оно и понятно. Я же могу описать виденное и слышанное как понял, словами рядового участника тех событий.
Вся история Боевого траления Суэцкого залива сводится к следующему.
В описываемых местах (а это колыбель человеческой цивилизации) испокон веков происходили и будут происходить подобные противостояния. Одно из таких случилось и в описываемый период. Причины этих противостояний понятны только конфликтующим. Таким державам как США и СССР важно было присутствовать там. Поэтому и правительство бывшего Советского Союза согласно было даже безвозмездно оказать помощь братьям арабам, хотя они об этом не очень-то и просили. И вот наскоро собирается отряд и срочно прибывает в Суэцкий залив.
Воюют две страны. Между ними акватория Суэцкого залива. Одна сторона, имея тральщик для постановки мин, ставит мины. Во время авиационного налёта мины просто-напросто сбрасываются за борт. При этом, естественно, не составляется ни карта минных постановок, ни устанавливается кратность на самой мине. Поэтому тральщикам пришлось тралить всю акваторию 12 раз (согласно кратности).
Траление проводилось тралами и шнуровыми зарядами. Тралами понятно. Тральщик, идя по чистой воде, тащит трал, смещаемый отводными буями на минное поле. Следующий идёт следом, а его трал по минному полю. На трале имеются резаки, в которые попадает минреп (трос,которым мина соединена с тележкой, и в свою очередь является для неё якорем) и обрезается. Это фиксирует динамометр, установленный на палубе тральщика, за которым следит минёр. Подрезанная мина всплывает на короткое время, а затем она снова уйдёт под воду. Но теперь она будет перемещаться свободно, поскольку теперь у неё нет якоря. Вот за это время комендоры и должны расстрелять мину. Кстати, видимо на такой мине и подорвался наш тральщик.
Суть траления с помощью шнурового заряда.
Тральщик ставит не трал, а шнуровой заряд, передаёт концы вертолёту и тот отбуксировывает его на минное поле. Потом заряд дистанционно взрывают. От взрыва детонируют мины. Это фиксируется.
Постановка шнурового заряда.
Возвращение
Экипаж тральщика МТ-66 (313). Хургада, Египет. 7 ноября 1974г.
Переход на Родину как-то ничем интересным не запомнился. То ли привыкли уже ко всему, то ли мысли о доме занимали всё свободное время. Только опять мы из тропиков в нашу холодную действительность. Пришли в бухту Абрек (Владивосток). За 2-3 дня оформили документы на демобилизацию, и сопроводил нас мичман в аэропорт Артёма, посадил на самолёт, и разлетелись мы по родным местам.
Обещал замполит, что в музее Тихоокеанского Флота откроют специальную экспозицию, посвящённую нашему походу. Видимо верил он в это, да и мы немного. Только забылась эта страница истории Тихоокеанского Флота, замолчали про интернациональную помощь. А вскоре и новые времена в стране нагрянули. И забылся никому не нужный подвиг Советских моряков на долгие, 30 с лишним лет. И только в феврале 2013 года во Владивостоке отметили возвращение Советских кораблей из похода в Африку. А в то время, как это часто бывает, сместили арабского президента, поменяли власть и стали друзьями арабского народа другие.
Послесловие
Странно устроен русский человек. Для него важен процесс самоутверждения. Стоит на ярмарке гладкий столб, залезть нужно и взять приз. Приз-то пустяшный, но каков азарт. Залезет человек и гордость от того, что смог он, доказал всем и самому себе. Да и про приз-то забудет. Так и мы. Смогли пройти от Камчатки до Египта, смогли протралить, смогли в считанные дни после взрыва на мине восстановить корабль, смогли вернуться на Родину целыми и здоровыми. Доказали. Кому? Да самим себе,что смогли, а другим «слабо». Только ладно бы для Отчизны головой своих сыновей рисковать. А то ради чего? Кому это нужно? И вопросы эти будут возникать до тех пор, пока правители наши, власть имущие, не озаботятся судьбой страны своей и людей её, пока не поймут, что вначале навести нужно порядок дома, что дел не переделать и в Отечестве своём, что народ его достоин лучшей доли. Пусть он само утверждается на своей земле.
Владимир Сибаров.